источник - www.chessbase.com
Достал цейтнот? Возможно, проблема вовсе
не в часах. Обозреватель нашей рубрики «Мастерская Чессбейз» рассматривает
проблему с точки зрения психологии и предлагает в своем последнем
материале решение.
Просматривая свою электронную почту с комментариями читателей
рубрики, я часто задумываюсь о том, сколь большую роль играет
в нашей жизни случай. Иногда проходит несколько лет и в мой почтовый
ящик не поступают письма с вопросами или комментариями, а потом
вдруг замечаю, что за небольшое время они приходят по нескольку
раз. Недавно всего за две недели три-четыре раза приходили письма
с одним и тем же вопросом. Разные авторы немного по-разному формулировали
свой вопрос, но главный вопрос был одним и тем же. Если перефразировать,
он следующий:
"Во многих турнирных партиях мне не хватает времени; иногда
я даже проигрываю «выигранные» позиции, потому что флаг падает.
Как можно решить эту проблему?"
В данном случае саркастический ответ фактически будет верным:
играйте быстрее.
И прежде чем вы разозлитесь на то, что выглядит на первый взгляд
ответом с долей сарказма, прислушайтесь ко мне. Почти любой время
от времени сталкивается с проблемой дефицита времени. Я ни разу
не проигрывал партию по времени, но пару раз я чертовски близко
был к этому. Но если игрок постоянно попадает в цейтнот (а под
словом «постоянно» я подразумеваю один и более раз в каждом турнире,
где участвует, то это уже симптом более серьезной проблемы. Это
то, что мой давнишний друг называл «отодрать себя». Это старый
спортивный термин (то есть, избитое клише) который до сих пор
слышишь от «болельщиков в понедельник утром», когда они пытаются
прослыть знатоками по поводу поражения команды: "Ну, они
себя отодрали".
Эта проблема психологии относится не только к миру спорта. Когда
я еще был музыкантом, я пригласил в одну из своих групп близкого
друга ударником. Мы долгое время до этого были приятелями, раньше
я с ним уже играл и знал, что он был неплохим ударником – просто
у него было мало опыта выступлений перед публикой. Само собой
разумеется, что когда в первый раз группа начала выступать вживую
перед публикой, он запаниковал и не играл по-настоящему. Он не
бил по барабанам, черт, он их поглаживал. Я стоял в трех футах
от ударных инструментов и не слышал его, так что я уж точно понимал,
что публика его точно не слышит!
Когда мы отдыхали после первого номера, я навалился на него. «Приятель,
зачем ты здесь?» спросил я его.
Кажется вопрос его несколько озадачил. «Ну играть».
«Так когда же ты начнешь играть?» Он немного обиделся, поэтому
я объяснил, «Я тебя не слышу». Он признался, что нервничает и
боится сделать ошибку.
«Это нормально для игры вживую», объяснил я ему. «Всегда есть
шанс, что облажаешься. Но музыка вживую это как раз и есть выступление
«без прикрас, и публика перед которой я выступаю, вроде как это
понимает. Они знают, что всегда кто-то напортачит хотя бы раз.
Они заплатили немаленькие деньги, чтобы попасть сюда и послушать
музыку, то есть они заплатили, чтобы послушать тебя. Не разочаровывай
их».
Он вышел на второй номер и отстучал как будто в доме был пожар;
за ударными словно был совсем другой парень. И, кстати, он играл
совсем недурственно.
Суть была в том, что он себя отодрал и пока мы с ним не переговорили
в перерыве, он терпел неудачу, не успев даже начать, просто потому
что боялся ошибиться.
В шахматах происходит так же; если теряешь в себя веру, ты проигрываешь,
не успев даже двинуть пешку.
И был у меня еще один друг по имени Тим, с которым мы в свое время
прилично подвигали этих самых пешек. Наша сила была примерно равна;
нас всегда отделяло друг от друга 50-75 пунктов ЭЛО. В ряде турниров
мы встречались несколько раз между собой и сыграли довольно ровно:
один месяц выигрывал я, в другой - он.
Как-то в ближнем городе проходил крупный турнир Шахматной Федерации
США; один из тех категорийных чемпионатов, в которых играешь с
игроками того же уровня. Взнос за участие был довольно крупным
для человека, у которого в семье двое маленьких близнецов (дети
требуют денег), так что я решил этот турнир пропустить. А Тим,
наоборот, подзанял денег и принял участие. В воскресенье днем
я подъехал, чтобы посмотреть, как у него идут дела. Мы присели
и разговорились в комнате отдыха. Тим выглядел так, словно кто-то
сбил его собаку. Он проиграл обе первые партии.
«Не понимаю, что происходит», признался он. «Никак не могу справиться
с этими чертовыми нервами. Я все думаю, какие большие деньги уплачены,
чтобы играть в турнире".
«Ну, это уж твоя проблема», ответил я. «Ты не о том думаешь. Вместо
того чтобы думать о взносе, тебе надо думать о своей игре».
«Но – »
«Никаких но! Плюнь на деньги, они потрачены и потеряны. Думай
о партии. Ты играешь с парнями, которые ни на йоту не играют сильнее
меня, а ты ведь не нервничаешь, играя со мной, верно?» Он покачал
головой. «Верно! Ты мне постоянно дерешь задницу», напомнил я.
«Так что забудь о деньгах, забудь об очках рейтинга и просто играй
в свою игру!»
Тим выиграл кряду четыре партии.
Суть не в том, что я прекрасный мастер убеждать (я им не являюсь),
но то, что эти два парня (один музыкант, другой – шахматист) сковали
себя лишними размышлениями, беспокоясь о том, как они смогут выступить.
И, к сожалению, они оба так сильно себя терзали, что не могли
проявить свои лучшие качества, следовательно, они себя отодрали.
Я знал много шахматистов, которые постоянно попадают в цейтнот
и все себя вели одинаково: все они боялись сделать оплошность.
Некоторые даже боятся играть «несовершенно». В обоих случаях они
перепроверяли каждое решение, каждый ход-кандидат и получающийся
вариант, непрестанно взвешивая все еще и еще раз, а ценное время
уходило. И дальше вы знаете, что было: они получали «выигранную»
позицию, но не было времени, чтобы найти завершающий удар, и они
проигрывали партию по времени.
Что же хуже: играть в «несовершенные» шахматы или играть блестяще,
чтобы проиграть по времени? Будь у меня такой выбор, я бы предпочел
всякий раз играть несовершенно.
Никто, и я имею в виду никто, когда говорю это, не играет в «совершенные
шахматы». (Капабланка был чертовски к этому близок, но даже он
не был совершенством). Поэтому перестаньте перестраховываться,
боясь сделать ход «второго порядка»; рано или поздно придется
«кинуться в омут осложнений и поплыть» подобно калифорнийскому
зайцу, перебегающему оживленную автостраду. Бросьте съедать свое
время в бесплодных поисках «лучшего» хода; чаще всего хорошо подойдет
логичный ход.
Проблема чисто психологического свойства. А решение? Нежели тратить
большие деньги на психоаналитика, игрок сам в состоянии избежать
этих разрушительных проблем. В то время, как компьютерная игровая
программа не может полностью решить проблему, как «побороть себя»,
ваша внутренняя игровая программа содержит ряд полезных инструментов,
которые можно применить, чтобы быть в состоянии избежать ловушек,
грозящих, если дать волю сомнениям в себе.
Возвращаясь к проблеме недостатка времени, я пришел к выводу,
что эта проблема имеет весьма простое решение (если не совсем
очевидное): практикуйтесь, играя партии с коротким контролем.
К примеру, если вы часто играете в турнирах с контролем 60 минут,
нужно тренироваться, проводя практические партии против программ
Fritz/Shredder/Hiarcs/Junior/и т.п..с более коротким контролем
времени. Хорошо подойдут контроли по 45 или даже 30 минут; после
того, как сыграете много партий с этими контролями, 60-минутная
партия покажется значительно более вольготной.
Кроме того, не обязательно играть с движком, установленным на
оптимальную силу. Мало кто из нас, клубных игроков, встречается
за доской с партнером, играющим сильнее уровня эксперта (кандидата
в мастера), если только вы не играете в международном опен-турнире.
Поэтому игра с программой Fritz и Ко., играющими в полную силу,
ни много ни мало, шахматный мазохизм. Используйте один из гандикапных
уровней (режимы "Handicap and fun", "Sparring"
или "Friend"), но с часами. В режиме "Blitz level"
установите контроль времени меньше того, что используется в вашем
регулярном турнире. Возвращаясь к нашему примеру, если, скажем,
в следующем турнире будет применяться контроль 60 минут на партию,
установите контроль 30 мин.:
...и практикуйтесь на этом контроле. Даже если это практическая
партия, надо правильно определить уровень, чтобы не проигрывать
по времени. Тренируйтесь в этом и скоро вы с удивлением обнаружите,
что не позволяете себе больше роскошь агонии сомнений на каждом
ходу. Вы будете чаще делать «очевидные» ходы, что позволит вам
оставлять себе больше времени на сложные позиции. Скорее всего,
вы сможете играть быстрее и точнее в официальном соревновании
с контролем 60 минут. Другими словами, вы станете играть больше
доверяя себе.
И последний совет о том, как строить обдумывание хода. Я последовал
этому совету много лет тому назад, и он для меня хорошо сработал.
Когда ход партнера, думайте абстрактно: продумывайте многоступенчатые
планы, цели для достижения несколько позднее в партии. Пора подумать
о том, как открыть линию или получить контроль над диагональю.
Продумывайте долговременную стратегию. Но когда ваша очередь
хода, размышляйте конкретно: уже пора определить точный
порядок ходов, тактические операции, и все такое типа «я сюда,
он туда, потом я сюда». Построив свое мышление таким образом это
позволит вам эффективнее бороться с проблемой нехватки времени.
В следующий раз мы поговорим о другой психологической ловушке
и как использовать Fritz, чтобы не попасть в нее. До встречи и
приятного настроения!
До следующей недели, удачи! Вы можете отправить мне электронное
письмо на адрес chessbaseworkshop@yahoo.com c комментариями по
поводу материалов рубрики «Мастерская ChessBase». Все письма просматриваются,
и посылая письмо по этому адресу, вы даете нам право использовать
его в следующем материале рубрики. Но, пожалуйста, никаких
вопросов по технической поддержке!
© 2007, Steven A. Lopez. All rights reserved.
|